А если отойти в сторону и посопеть в дневничке, никто из домашних не делал того, что делаю я. Совершенно другие категории. Пока мама Лорен, пробивной юрист, будет учить её хвалить себя в сопроводительных письмах, а дети профессоров и бизнесменов будут либо помогать родителям, либо пойдут к знакомым на стажировки, мне каждую деталь жизни нужно выяснять самостоятельно. Наложим на это табу американцев обсуждать оценки, работу, детали резюме, и получится, что даже для обсуждения с хотя бы относительно такими же потерянными международниками нужно переплыть Лужицу Неловкости. Мама может научиться пробиваться, собирать документы и не сдаваться - впрочем, этого пока мне вполне хватает. Даже погордиться можно, так что не то чтобы я себя жалею или кому-то завидую. Просто напонимать себе приходится, когда обнаруживаешь неизвестные истины.

Наложим на незнакомую культуру и связи социальное неравенство.

Меня сильно занимает эта тема, и о нём недавно читала исследование про студентов из малообеспеченных семей. Там приводилась как иллюстрация история про студентку, которую приехали навестить родители. Они были очень рады, что она там учится, и хотели поговорить с теми, кто о ней заботится. Пошли ли они к профессорам? К администрации общежития или там, к декану? Они от всей души поблагодарили за заботу о своей дочке работников столовой. Конечно, им нужно быть благодарными. Но сможет ли девочка полностью воспользоваться всеми социальными лифтами и знакомствами, которые предоставляет университет Лиги плюща? У меня всё гораздо лучше... но я прекрасно понимаю, что упустила очень и очень многое.

Впрочем, это если родители понимают, что не могут помочь. На днях обсуждали с Марией её отношения с отцом. Её семья - из Венгрии, и полдетства она провела там, а потом - в Штатах. Разумеется, отец хотел, чтобы дочь стала инженером. Дочь тоже была не против, но не то чтобы это была сильнейшая её сторона. Весь первый год они сражались за каждый курс, который она хотела взять. Как-то раз она записалась на Антропологию Арабии (которую вёл наш бывший глава факультета). Отца не смутило, что это был общеобразовательный курс из обязательной категории "Societies of the world". Он был уверен, что можно было найти что-то из той категории, но "получше". До сих пор припоминает. Теперь Мария осознала, что куча народу выбирает лёгкие классы, получает высокие средние баллы и устраивается работать в хорошие места. Мы с ней так не можем. Но от ощущения "так нечестно!" непросто избавиться. Честно-не честно, не имеет значения, если вы не идёте строго в академию. Она сражалась и не всегда выигрывала за каждый курс, занималась как бешеная, но - мало друзей, мало внешкольных занятий и непонятно, что это вообще ей дало.

Я бегаю между линиями "ко мне не относится социальное неравенство, в России другие мерки", "я вообще иностранка" и "я учусь в Штатах". Не попадаю под общие лекала, и это, в общем, неплохо. Вечное среднее между бомжом и буржуем (надо заехать в наш дом в Сочи на горе; порвались единственные сандалии - которые я купила в Италии у мастера два года тому назад под обещание, что рваться не будут!).

Но оттого неясно, стою ли я чего-нибудь. Избавит меня от чего-то это брожение по линиям?